Лента Времени

Сайт по всемирной истории и истории России

Архитектура в древнем риме

В Древнем Риме архитектура стала основой римского искусства, но не только потому, что ее хорошо освоили как вид мастерства. Дело в том, что, с одной стороны, она, как никакое другое искусство, служила городу и воплощала величие Рима, а с другой — при появлении новых технологий римская архитектура начала очень быстро развиваться. Как и вся римская культура, архитектура испытывала иностранное воздействие. Сначала влияние этрусков, бывших когда-то царями римлян (сами этруски заимствовали архитектурные знания у греков). Первые римские храмы, и среди них — храм Юпитера Капитолийского, были построены этрусками и располагались на высоком подиуме, куда вела лестница со стороны фасада храма (в отличие от греческих храмов, с четырех сторон окруженных ступеньками). Храмы богов орнаментировали глиняными украшениями, располагавшимися на фронтоне и на крыше (акротериями, антефиксами), конными статуями (например, на крыше храма Юпитера).

Второй период развития римской архитектуры проходил под влиянием греческих градостроительных традиций. Он характеризовался возведением замечательных архитектурных сооружений на Сицилии и прежде всего в Кампании, где произошло слияние культур нескольких средиземноморских районов. Это продемонстрировали города, построенные в IV столетии до новой эры в Неапольской бухте. Первый каменный театр возвели в Помпеях во II веке до новой эры, а его амфитеатр — в 80 годах до новой эры.

В Риме эти тенденции проявились в 55 и 27 годах до новой эры, но вскоре (после военных экспедиций в Грецию) на берегах Тибра сказалось влияние греческих и восточных архитектурных традиций. Базилики, рынки, портики изменили вид города. Из моральных соображений Сенат не разрешил строительство каменных зданий для спектаклей, но при возведении храмов употребляли мрамор (первый мраморный храм датируется 146 годом).

В архитектуре римляне использовали три ардера: дорический, ионический и коринфский. Открытие римлянами Малой Азии и передача им по завещанию Аттилы III его Пергамского царства способствовали дальнейшему развитию связей Рима с Грецией и Востоком. Оно ощущалось и в сооружении по повелению Августа Алтаря Мира, напоминавшего алтарь Зевса в Пергаме, и в грандиозности Форума, построенного дамасским архитектором Аполлодором для Траяна во II столетии.

Было бы ошибкой думать, что римляне буквально воспроизводили архитектурные образцы и технологию греков. Опираясь на их знания, они развили до совершенства градостроительную науку при возведении как религиозных, общественных, так и частных зданий. Зодчество Рима явилось отражением его господства на всем Средиземноморье. Римляне развивали арочную архитектуру. Аркады, сводчатые постройки и стрельчатые своды были в ocнове их сооружений. Их апофеозом стал Пантеон, круглый в плане храм, диаметр которого равнялся его высоте (44 метра!). Линии зданий становились более свободными, а изгибы смягчали перспективу. Как дворцы (и не только экстравагантная золоченая резиденция Нерона), так и частные дома, роскошные и богато украшенные, подчеркивали величие Рима, символизировали его власть. Общественные здания (например, термы) давали почувствовать каждому гражданину славу и могущество империи. Подобные архитектурные нововведения стали возможны благодаря применению новой технологии. И действительно, сооружение сводов и куполов осуществлялось иначе, чем строительство зданий на колоннах.

Римляне разработали специальный строительный раствор, так называемый «римский бостот», состоящий из смеси извести и особого (путеольского) песка, он намертво схватывал камни и кирпичи. Более легкий (и менее дорогой), чем тесаные камни, римский бетон позволял осуществлять перекрытие больших пространств, и к тому же не боялся огня и воды. Его можно было облицовывать мрамором или покрывать штукатуркой и таким образом осуществлять богатое декорирование зданий. Широкое применение эта технология получила, начиная с правления Нерона. Новые архитектурные формы сопровождались пейзажным оформлением. Садовое искусство стало развиваться в последний век республики и достигло своего апогея в первые два века империи. Дворцы, украшенные произведениями искусств, в соседстве с парками, где облагороженная природа являлась продолжением мягких и изогнутых линий зданий, представляли идеальное место для утонченной и изысканной жизни. И нередко архитектурным ансамблям, подобным вилле Адриана в Тибуре, придавали особое символическое значение.

В архитектуре термином опус — opus обозначается способ кладки, используемый при возведении стен. Применяя вначале квадратную кладку oпус Квадратум, римляне с III столетия до новой эры перешли к новой технологии. Внутренняя часть стены дома представляла очень прочный монолит из бетона и щебня, а внешняя часть стены обкладывалась необработанным камнем, — отсюда и название кладки oпус инцертум («неопределенный способ»). С конца II века, применяя при отделке бутовый камень, придавали ему более правильную квадратную форму oпус квази рeти Кулятум. И, наконец, с 1 века песчаник подвергали более тщательной обработке, так что он приобрел правильную квадратную форму, и располагали при кладке в определенной последовательности, напоминающей ячейки сети (отсюда и название опус рeтикулятум, от rete — сеть). Нужно также отметить, что в классическую эпоху для облицовки стен стали все чаще использовать кирпич (apus testaceum или apus latericium), а в период империи появились и получили большое распространение и другие виды кладки, но здесь о них будет лишь упомянуто. Отметим также apus spicatum, когда камни или кирпичи выкладывались в виде колосьев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИП Бочаров Антон Павлович ОГРНИП 318280100009593 Frontier Theme