Лента Времени

Сайт по всемирной истории и истории России

Церковь и вера в средневековье

Средние века — эпоха безраздельного господства христианства. Но христианство на Западе, где Средние века точно были, отлично от такового на христианском Востоке, где наличие Средневековья достаточно спорно. При этом разделение Церкви на православную и католическую в 1054 году, есть лишь завершение многовекового процесса, обозначившегося ещё в IV веке, когда христианство вышло из подполья. В чём же особенности западного христианства? Если оставить богословские проблемы, то в глаза бросается особое место Церкви в средневековом мире, её огромное влияние, претензии Церкви в целом и папства, в особенности на власть над всем христианским миром. Эти претензии то усиливались, то ослабевали, но не исчезали никогда. На Востоке государственная власть, особенно власть византийских императоров, превалировала над властью Церкви. На Западе обе ветви власти — светская и духовная — то ссорились, то мирились, то конфликтовали, то выступали единым фронтом. И на вопрос «Кто главнее?» в разные периоды давались разные ответы. Связаны эти колебания с ослаблением либо усилением светской власти. Слабеет император — усиливается Папа, крепнет власть государей — меньше достается её великому понтифику, как именовали пап на древнеримский лад.

Церковь являлась крупнейшим феодалом, обладала более чем значительными богатствами. Именно в этих богатствах был залог «свободы Церкви», т. е. её независимости от светских властей. Монархи стремятся встать над Церковью, назначать духовных лиц, а то и самого Папу. Впрочем, споры об этом идут и внутри Церкви. Папство желает контролировать все доходы, все назначения, даже и приходских священников, епископы бьются за расширение своих полномочий. Монашеские ордены, бывало, встают в оппозицию папам, епископам, светским государям по политическим, экономическим и богословским поводам.

Но дело не только в устройстве и положении Церкви. Дело ещё и в особенностях веры людей Средневековья. Речь идёт о вере масс, вере народа, а не только вере богословов. Конечно, вырабатываемые образованной церковной элитой догматы духовенство доносило до народа. Но и народные верования, как показали исследования последних десятилетий, влияли на официальную доктрину Церкви. Как заметил известный французский историк Люсьен Февр, людей Средневековья снедала «неизбывная жажда спасения». Но спастись можно, лишь избавившись от грехов. А поскольку безгрешен один Господь, то человек должен получить отпущение грехов, покаявшись в них. Грех столь же материален, как и благодать. Смыть его можно определённым количеством благодати. При этом тяжкие прегрешения создают большее количество греха, меньшие — меньшее. Для упразднения больших грехов надо много благодати, меньших — меньше. Грех вырабатывается дурными деяниями, благодать — добрыми. Поэтому для снятия греха надо поститься, подавать милостыню, совершать паломничества к святым местам и т. п. Но ведь епитимья налагается после покаяния, грех уже отпущен, а благодать ещё не «наработана» кающимся. Откуда же она берётся для отпущения?

Только в учении Католической церкви (но не Православной или иных восточных церквей, а также не у протестантов) наличествует догмат о так называемых «сверх должных заслугах», поступающих в «сокровищницу Церкви» (лат. thesaurus Ecclesiae). Суть этого учения в следующем: чтобы смыть грех, надо совершить определённое, строго отмеренное количество добрых дел. А если человек совершает добрых дел больше, чем это необходимо для собственного спасения? Если, например, этот человек — святой мученик? Или просто рискует жизнью ради спасения другого? Куда девается излишек этих добрых дел? Вот он-то и поступает в указанную «сокровищницу» и даётся тем, кто искренне раскаивается, но не имеет в запасе собственных заслуг. Благодать эта даётся авансом, кающийся должен затем возместить её. Впрочем, если раскаяние наступает на смертном одре, то раскаявшийся грешник может возместить её на том свете, в пламени чистилища. Ну а срок его пребывания там могут сократить его родственники щедрой милостыней и дарами Церкви. И хотя отпускает грехи Бог, происходит это через священника, через духовное лицо, которое только одно и может распоряжаться дарами благодати. Вот откуда и высокий авторитет духовенства как сословия, что, кстати, вполне может сочетаться с насмешками над тем или иным конкретным представителем этого сословия. Об этом свидетельствуют многочисленные средневековые истории о распутных священниках и монахах-обжорах. Именно от духовенства, от монашества ждут разнообразных духовных подвигов, ибо они «по должности» обязаны непрерывно пополнять указанную «сокровищницу».

Updated: 23.09.2018 — 11:34 дп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИП Бочаров Антон Павлович ОГРНИП 318280100009593 Frontier Theme