Лента Времени

Сайт по всемирной истории и истории России

Колизей в древнем риме

Колизей в древнем римеВо времена Римской Империи каждый гладиатор мечтал умереть, но если повезет, то получить свободу в стенах Колизея. Это грандиозное архитектурное сооружение еще в период расцвета Римской империи превратилось в жемчужину Вечного города.

Возведение громадного амфитеатра длилось долгих восемь лет. Его постройка началась при Веспасиане в 72 г. новой эры, а закончилась в 80 г., при правлении его сына – Тита из династии Флавиев. Сооружение, призванное обеспечить императору поддержку народа, было построено на месте озера, расположенного возле дворца бывшего скандально известного правителя  Рима Императора Нерона. Строительство гигантского амфитеатра было частью плана по перестройке центра столицы Римской Империи, призванного стереть из памяти римлян напоминания о предшествующем безумном императоре-тиране. Грандиозная постройка эллипсоидной формы поражала всех своей красотой и величественностью. Она изначально носила название амфитеатра Флавиев и только в VIII столетии её стали называть «колизей», что в переводе с латинского означает «колоссальный, громадный».

Для строительства огромного амфитеатра был использован труд 100 000 рабов, а также профессиональных строителей, архитекторов, инженеров и скульпторов, которые трудились круглые сутки. Архитектором здания стал Квинтий Атерий. Гений римского зодчества применил при возведении Колизея множество революционных решений. Громадная конструкция была установлена на фундамент 13-метровой высоты. Высота трехэтажного Колизея составляла 48 м., длина — 86 м., ширина — 54 м. Каркас здания выполнен в виде 80-ти радиальных и семи кольцевых стен. Колизей опоясан по периметру трехъярусной стеной с 80-ю арками на каждом ярусе. Четвертый ярус выполнен в виде стены с маленькими прямоугольными окошками. При возведении такой огромной конструкции использовались различные природные материалы: кирпич, природный известняк, бетон и вулканический туф. Внешние стены Колизея были отделаны мрамором. По периметру Колизея были расположены различные статуи, самая большая из которых – 36-метровая статуя императора Нерона.

Благодаря наличию 80-ти входов, равномерно расположенных по всей длине периметра, можно было заполнить Колизей за 15 минут, а опустошить его не более чем за пять. 4 входа были для императора Рима, сенаторов и магистратов, 14 входов использовались всадниками на лошадях, остальные 52 предназначались для посетителей оставшихся социальных групп. Непосредственно на арену, где проходили основные события, вели два входа. Это были «Ворота Триумфа», сквозь них гладиаторы и животные попадали на арену и уходили с неё с победой и «Ворота Либитины», прозванные так по имени римской богини смерти и погребения, сквозь которые осуществлялся вынос тел убитых и раненых.

КолизейРасположение публики осуществлялось в соответствии с социальной иерархией. Самый нижний ряд, расположенный к арене ближе всего, предназначался для членов Сената и магистратов. На этом же ряду на возвышении были места римского цезаря и его семьи. Этот ряд был отделен от арены посредством высокого парапета. На первом ярусе имели право находиться военные, представители столичных властей, различные высокопоставленные чиновники и вельможи, а также люди из сословия всадников. На втором ярусе располагались люди, имеющие статус гражданина Римской империи. Самый верхний (третий) ярус был предназначен для женщин, рабов и людей низших сословий. Несмотря на огромную социальную пропасть, разделявшую слои римского общества, вход в Колизей был одинаково бесплатным для всех. Все зрительские места были пронумерованы, и каждому зрителю выдавался свой номерной билет.

В особо жаркие дни или в дни, когда погода преподносила неприятные сюрпризы в виде осадков, над Колизеем матросы императорского флота, натягивали огромный навес из парусины. Он был прикреплен к 240 деревянным мачтам, которые устанавливались на четвертом ярусе стены снаружи.

Вместимость грандиозной арены составляла 50 тыс. чел. Торжества по случаю открытия Колизея были организованы императором Титом и длились на протяжении ста дней. В них приняли участие свыше 5 000 гладиаторов и 6 000 диких зверей.

По прошествии всего пяти лет после открытия, арена Колизея подверглась полной реконструкции по указанию следующего после Тита императора Домициана, бывшего его братом. Над амфитеатром был надстроен еще один ярус со стоячими местами для людей из самых низших римских сословий. Под ареной был создан комплекс, представляющий собой большое количество технических и технологических комнат со своей системой выходов и лифтов, использовавшихся для доставки на арену гладиаторов и диких животных. Этот комплекс, получивший название «гипогей» на сегодняшний день является единственным местом Колизея, почти не разрушенным временем.

ГладиаторыАрена амфитеатра стала полем сражений гладиаторов, травли диких зверей, казни осужденных преступников, а также воссозданием крупных морских сражений. Пол арены был полностью деревянным. Чтобы ноги сражающихся не скользили по пролитой липкой крови, на него сыпали слой песка, который отлично впитывал жидкость. Пол был подвижным. При проведении на арене реконструкций морских боев, она заполнялась водой на глубину до двух метров и была полностью водонепроницаемой.

Зрелища на арене амфитеатра начинались утром. Игрушечными боями с ненастоящим оружием развлекали зрителей калеки и клоуны. После происходила травля диких животных. Ближе к обеду на арене начинались казни осужденных.

Проведение гладиаторских боев стало одной из основных причин строительства Колизея и его предназначением. Гладиаторами были рабы, военнопленные, осужденные преступники. Свободные люди также становились гладиаторами, но уже по собственному желанию. За это им платили деньги. В случае если гладиатору дарили деревянный меч, это означало, что отныне он считался свободным. Бои гладиаторов проводились в формате один на один или отрядами по принципу «выживает сильнейший». Еще одной разновидностью стали схватки по принципу каждый сам за себя. Победителем становился всего один гладиатор.

Для своего времени Колизей был просто чудом инженерной и архитектурной мысли. Он стал символом силы, власти и величия Римской Империи и являлся самым крупным амфитеатром античности.

Величественней Колизей после захвата Рима варварами в 410 году был разграблен. Постепенно, с VI столетия под влиянием внешних атмосферных явлений он стал разрушаться. Арена все больше и больше зарастала травой и кустарниками, во внутренних помещениях стали поселяться животные и бездомные люди. После землетрясение 1349 г. в южной части Колизея произошли обрушения. Такое событие дало толчок к рассмотрению античной постройки как источника строительных материалов. Но уже в XVIII столетии начались исследования Колизея. В то же время римский папа Бенедикт XIV выступил с инициативой установки в амфитеатре креста, символизирующего память о пролитой на арене Колизея крови. Начиная с XIX столетия и до 1939 г. на территории арены проводились ремонтные работы и очистка его от различного мусора. В 2007 году Колизей официально признали одним из новых семи чудес света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИП Бочаров Антон Павлович ОГРНИП 318280100009593 Frontier Theme